РП Школьный ТЕАТР на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка.
Школьный театр «Путешествие в сказку»
Направление: Художественное.
Профиль: Общекультурный.
Тип программы: художественно- эстетический
Рабочая программа дополнительного образования Школьный театр «Путешествие в
сказку»» для 2 и4 классов разработана с учётом
- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования”
-Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Сартыковская
НШ-ДС».
- План внеурочной деятельности МБОУ «Сартыковская НШ-ДС» на 2024-2025 г,
-с учетом программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова,
-программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина,
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
-с учетом требований САНПиНа, на основе изучения интересов, запросов детей и родителей.
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189,
зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно- эпидемиологические
требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля
2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106,
зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках
общекультурного направления.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно
не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному
искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому
нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств
театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с
содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные

образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.
Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов
детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)
в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению
культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают
ряд богатых возможностей, как в развивающем-эстетическом воспитании детей, так и в организации
их досуга.
Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия
в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и
прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как
возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей
многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку
раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями,
умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут
театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют,
получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом
подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. Программа ориентирована на развитие
личности ребенка, на формирование личностных и метапредметных результатов, направлена на
гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических
особенностях развития младших школьников
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей
развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма,
пластики движений.
Новизна образовательной программы
состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления
работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности,
накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно
отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает запросам
различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса
развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят
развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить
внутренние цели, стремиться к ним.
Место курса Школьный театр «Путешествие в сказку» в учебном плане
Программа дополнительного образования по общекультурному направлению «Театральная
студия» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на
проведение 1 час в неделю, 2 класс-34ч, 4 класс -34ч. в год.
Цели программы:
развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы:
Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся.

Развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми.
Формировать способность «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по
аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексорного управления ситуациями
межличностного взаимодействия
Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь
друг с другом, в разных темпах.
Развивать ритмические способности и координацию движений.
Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические
возможности своего тела.
Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.
Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической
импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.
Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.
Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.
Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.
Расширять диапазон и силу звучания голоса.
Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния
(грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно,
презрительно и т.п.).
Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом.
Нормировать четкую, грамотную речь.
Пополнять словарный запас, образный строй речи.
Строить диалог между героями разных сказок.
Подбирать рифмы к заданным словам.
Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от
его имени.
Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.
Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение.
Знакомить детей с терминологией театрального искусства.
Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер.
Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.
Форма и режим занятий.
Формы занятий:
Репетиционные
Постановочные
Беседа
Встреча со зрителем
Этапы занятий:
игровой тренинг;
работа по пособию;
работа с театральным словариком;
работа в театральных мастерских;
основы театральной культуры;
репетиция и показ спектакля;
подведение итогов работы,
обсуждение спектакля.

Игровой тренинг включает в себя ряд общеразвивающих игр и специальных театральных,
а также театральные этюды,
игры на превращения,
игры на развитие двигательных способностей детей,
упражнения на речевое дыхание,
творческие игры со словом:
работу со словами, которые дети записывают в театральный словарик изготовление афиш,
программок, билетов, эскизов декораций, костюмов и т.д. знакомство с основами театральной
культуры.
Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение сценических представлений,
музея, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание
музыки;
игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины;
работа с подручными материалами и изготовление бутафории.
Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу,
который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся.
Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к
сценической условности.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Содержание.
Театральная игра –
исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности,
свойственный человеку.
Задачи.
Учить детей ориентироваться в пространстве,
равномерно размещаться на площадке,
строить диалог с партнером на заданную тему;
развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц,
запоминать слова героев спектаклей;
развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление,
фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;
воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика
включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения,
обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и
выразительности телодвижений;
обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал,
готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
развивать координацию движений;
учить запоминать заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию,
четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую
фантазию;
учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
произносить скороговорки и стихи;
тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры.
Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального
искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского
мастерства; культура зрителя)
Задачи. Познакомить детей с основными видами театрального искусства;
воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой,
сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басня, находить ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях и выделять их голосом.
Развивать навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Театральная студия».
В результате освоения программы учащиеся должны получить общие сведения о театральном
искусстве, теоретические знания и практические навыки
По завершении первого года учащиеся должны знать: – особенности театрального искусства, его
отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные
театральные профессии и иметь представление о театральных цехах.
Должны уметь: – создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных
пластических движений;
пользоваться жестами;
сочинять этюды по сказкам;
«превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых
обстоятельствах,
выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её.
Должны уметь: – самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
– пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить
ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
-создавать пластические импровизации на заданную тему;
- сочинять индивидуальный или групповой этюд.
У учащихся будут сформированы:
Личностные результаты.
потребность сотрудничества со сверстниками,
доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и
заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки
типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов,
подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться
за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему
решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление,
восхищение)
Личностные УУД:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию,
Дополнительное образование Школьный театр «Путешествие в сказку» рассчитана на детей
7-11 лет в объеме на 1 год- 34 часа.

№ Тема занятия

Тематическое планирование
Кол- Виды
Модул Электронные (цифровые) образовательные
во
деятельности ь
ресурсы
воспит

часо
в
1

ат
ельной
програ
м мы

Этот
удивительны
й мир театра.
Путешествие
в театр
Виды театра.
Театральные
профессии.

2

Экскурсия

http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma/
https://yandex.ru/alice/legko-skazat

4

http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma/
https://yandex.ru/alice/legko-skazat

3

Театры
города
Абакан.
Этика
поведения в
театре.

2

4

Театральный 4
словарик:
Знакомство с
понятиями «
балкон»,
«ложа»,
«закулисье»,
«сцена»,
«партер»...
«инсценировк
а»,
«аплодисмент
ы», «бис».
Театральный 6
билет.
Афиша.

Игры –
упражнения,
направленны
е на развитие
пластики.
Скороговорк
и,
чистоговорки
Упражнения
на развитие
речевого
аппарата.
Скороговорк
и,
чистоговорки
Выразительн
ое чтение.
Голосо–
речевой
тренинг.
Игры со
словом

2

5

6

Все о театре.
Театр
снаружи и
внутри.

6

Упражнения
на развитие
речевого
аппарата
Выразительн
ое чтение.
Голосо –
речевой
тренинг.
Игры со
словом
Упражнения
на развитие
речевого
аппарата,

http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma/

https://yandex.ru/alice/legko-skazat
http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma/

день
театра

http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma/

https://www.google.com/url?q=https://www.youtube.
com/watch?v%3Dcf_uSibZOQ0&sa=D&ust=158637
7752977000 http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma

7

Театр
начинается с
вешалки, а
этикет с
«волшебных»
слов

2

8

Азбука
общения..

4

9

Групповые
мероприятия,
экскурсии,
посещения
театра..

4

1
0

Итоговое
занятие.
Просмотр
сказок.
Итого

2

репетиция
показ
спектакля
день защиты
детей
Игры –
упражнения,
направленны
е на развитие
пластики,
игровой
тренинг день
детства
игровой
тренинг
Упражнения
на развитие
речевого
аппарата
Экскурсии.
Лекции беседы.
Просмотр
видео и
фотоматериа
лов.
Просмотр
видео и
фотоматериа
лов.

https://www.google.com/url?q=https://www.youtube.
com/watch?v%3Dcf_uSibZOQ0&sa=D&ust=158637
7752977000 https://yandex.ru/alice/legko-skazat

http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma

http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma6

https://yandex.ru/alice/legko-skazat
http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma

34

Календарно-тематическое планирование
№

Тема занятия

1
2
3

Этот удивительный мир театра. Путешествие в театр.
Этот удивительный мир театра. Путешествие в театр.
Путешествие в театр. Давайте поиграем. Театральная
игра «Приходи сказка». Театр снаружи, внутри
Сказка «Мир в семье всего дороже». Распределение
ролей
Сказка «Мир в семье всего дороже ». Отработка
диалогов
Премьера сказки ««Мир в семье всего дороже ».

4-5
6-7
8-9
10-11
12

Путешествие в театр. Давайте поиграем. Театральная
игра «Приходи сказка».
Путешествие в театр. Давайте поиграем. Театральная
игра «Приходи сказка». Театр внутри

Колво
часов
1
1
1

Дата
план

2

30.09
07.10
14.10
21.10
04.11
11.11
18.11
25.11
02.12

2
2
2
1

9.09
16.09
23.09

Дата факт

13
14
15
16
17
18-19
20-21
22-23
24
25-26

Театр снаружи и внутри. Просмотр. Встреча с
интересными людьми.
Театральные профессии. Актёры и актрисы
Театральные профессии. Костюмер.
Театральные профессии. Художник
Театральные профессии. Кукловод.
Этика поведения в театре.
Игра «В театре»
Этика поведения в театре. Давайте поиграем. Моя
любимая профессия»
Театральный словарик: « балкон», «ложа»,
«закулисье», «сцена», «партер, инсценировка»,
«аплодисменты», «бис».
Путешествие по театральным мастерским
Путешествие по театральным мастерским. В
мастерской костюмера и художника.
Путешествие по театральным мастерским. Мастерская
актёра и режиссёра
Азбука общения.

1

09.12

1
1
1
1
2

16.12
23.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
24.02
03.03

2
2

2

10.03
17.03
01.04
07.04

1

14.04

Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных»
слов. «Волшебные слова.
31-32 Театры города Абакан.

1

21.04

2

33-34 Итоговое занятие. Просмотр сказок, фотографий

2

28.04
05.05
12.05
19.05

27-28
29
30

1
2

Список литературы
1. И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
3. Григорьев Д.В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. - М.2010 г.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.
5. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005.
6. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967.
7. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.
8. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.
9. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 1875.
10. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.
11. Дж.Родари. Грамматика фантазии. – М. 1978
12. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и
младших школьников. – М. 2003.
13. Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М.: АРКТИ, 1998.
14. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М.:
Просвещение, 1998.
15. Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
16. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М.: Фолио, 2000.
17. Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М.: АРКТИ, 1999.
18. Т.Н. Караманенко. Кукольный театр. М. 2001;
19. Газета: «Начальная школа», №30, 1999 г;

20. Журнал: «Начальная школа» №7, 1999 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».