Пояснительная записка. Школьный театр «Путешествие в сказку» Направление: Художественное. Профиль: Общекультурный. Тип программы: художественно- эстетический Рабочая программа дополнительного образования Школьный театр «Путешествие в сказку»» для 2 и4 классов разработана с учётом - ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями. - Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования” -Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Сартыковская НШ-ДС». - План внеурочной деятельности МБОУ «Сартыковская НШ-ДС» на 2024-2025 г, -с учетом программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова, -программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина, -Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, -с учетом требований САНПиНа, на основе изучения интересов, запросов детей и родителей. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594; Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676). Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления. Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающем-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на формирование личностных и метапредметных результатов, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников Актуальность В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Место курса Школьный театр «Путешествие в сказку» в учебном плане Программа дополнительного образования по общекультурному направлению «Театральная студия» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 час в неделю, 2 класс-34ч, 4 класс -34ч. в год. Цели программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи программы: Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся. Развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Формировать способность «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексорного управления ситуациями межличностного взаимодействия Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. Развивать ритмические способности и координацию движений. Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела. Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики. Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений. Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики. Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой. Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно и т.п.). Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Нормировать четкую, грамотную речь. Пополнять словарный запас, образный строй речи. Строить диалог между героями разных сказок. Подбирать рифмы к заданным словам. Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев. Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение. Знакомить детей с терминологией театрального искусства. Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер. Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств. Форма и режим занятий. Формы занятий: Репетиционные Постановочные Беседа Встреча со зрителем Этапы занятий: игровой тренинг; работа по пособию; работа с театральным словариком; работа в театральных мастерских; основы театральной культуры; репетиция и показ спектакля; подведение итогов работы, обсуждение спектакля. Игровой тренинг включает в себя ряд общеразвивающих игр и специальных театральных, а также театральные этюды, игры на превращения, игры на развитие двигательных способностей детей, упражнения на речевое дыхание, творческие игры со словом: работу со словами, которые дети записывают в театральный словарик изготовление афиш, программок, билетов, эскизов декораций, костюмов и т.д. знакомство с основами театральной культуры. Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение сценических представлений, музея, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории. Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Содержание. Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя) Задачи. Познакомить детей с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басня, находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Театральная студия». В результате освоения программы учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки По завершении первого года учащиеся должны знать: – особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах. Должны уметь: – создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений; пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах, выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её. Должны уметь: – самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения; – пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом; -создавать пластические импровизации на заданную тему; - сочинять индивидуальный или групповой этюд. У учащихся будут сформированы: Личностные результаты. потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Учащиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, Дополнительное образование Школьный театр «Путешествие в сказку» рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 1 год- 34 часа. № Тема занятия Тематическое планирование Кол- Виды Модул Электронные (цифровые) образовательные во деятельности ь ресурсы воспит часо в 1 ат ельной програ м мы Этот удивительны й мир театра. Путешествие в театр Виды театра. Театральные профессии. 2 Экскурсия http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma/ https://yandex.ru/alice/legko-skazat 4 http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma/ https://yandex.ru/alice/legko-skazat 3 Театры города Абакан. Этика поведения в театре. 2 4 Театральный 4 словарик: Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер»... «инсценировк а», «аплодисмент ы», «бис». Театральный 6 билет. Афиша. Игры – упражнения, направленны е на развитие пластики. Скороговорк и, чистоговорки Упражнения на развитие речевого аппарата. Скороговорк и, чистоговорки Выразительн ое чтение. Голосо– речевой тренинг. Игры со словом 2 5 6 Все о театре. Театр снаружи и внутри. 6 Упражнения на развитие речевого аппарата Выразительн ое чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом Упражнения на развитие речевого аппарата, http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma/ https://yandex.ru/alice/legko-skazat http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma/ день театра http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma/ https://www.google.com/url?q=https://www.youtube. com/watch?v%3Dcf_uSibZOQ0&sa=D&ust=158637 7752977000 http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma 7 Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов 2 8 Азбука общения.. 4 9 Групповые мероприятия, экскурсии, посещения театра.. 4 1 0 Итоговое занятие. Просмотр сказок. Итого 2 репетиция показ спектакля день защиты детей Игры – упражнения, направленны е на развитие пластики, игровой тренинг день детства игровой тренинг Упражнения на развитие речевого аппарата Экскурсии. Лекции беседы. Просмотр видео и фотоматериа лов. Просмотр видео и фотоматериа лов. https://www.google.com/url?q=https://www.youtube. com/watch?v%3Dcf_uSibZOQ0&sa=D&ust=158637 7752977000 https://yandex.ru/alice/legko-skazat http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma6 https://yandex.ru/alice/legko-skazat http://mk.permkrai.ru/neskuchnodoma 34 Календарно-тематическое планирование № Тема занятия 1 2 3 Этот удивительный мир театра. Путешествие в театр. Этот удивительный мир театра. Путешествие в театр. Путешествие в театр. Давайте поиграем. Театральная игра «Приходи сказка». Театр снаружи, внутри Сказка «Мир в семье всего дороже». Распределение ролей Сказка «Мир в семье всего дороже ». Отработка диалогов Премьера сказки ««Мир в семье всего дороже ». 4-5 6-7 8-9 10-11 12 Путешествие в театр. Давайте поиграем. Театральная игра «Приходи сказка». Путешествие в театр. Давайте поиграем. Театральная игра «Приходи сказка». Театр внутри Колво часов 1 1 1 Дата план 2 30.09 07.10 14.10 21.10 04.11 11.11 18.11 25.11 02.12 2 2 2 1 9.09 16.09 23.09 Дата факт 13 14 15 16 17 18-19 20-21 22-23 24 25-26 Театр снаружи и внутри. Просмотр. Встреча с интересными людьми. Театральные профессии. Актёры и актрисы Театральные профессии. Костюмер. Театральные профессии. Художник Театральные профессии. Кукловод. Этика поведения в театре. Игра «В театре» Этика поведения в театре. Давайте поиграем. Моя любимая профессия» Театральный словарик: « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер, инсценировка», «аплодисменты», «бис». Путешествие по театральным мастерским Путешествие по театральным мастерским. В мастерской костюмера и художника. Путешествие по театральным мастерским. Мастерская актёра и режиссёра Азбука общения. 1 09.12 1 1 1 1 2 16.12 23.12 13.01 20.01 27.01 03.02 10.02 17.02 24.02 03.03 2 2 2 10.03 17.03 01.04 07.04 1 14.04 Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов. «Волшебные слова. 31-32 Театры города Абакан. 1 21.04 2 33-34 Итоговое занятие. Просмотр сказок, фотографий 2 28.04 05.05 12.05 19.05 27-28 29 30 1 2 Список литературы 1. И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987 3. Григорьев Д.В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. - М.2010 г. 4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006. 5. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005. 6. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967. 7. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974. 8. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003. 9. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 1875. 10. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995. 11. Дж.Родари. Грамматика фантазии. – М. 1978 12. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2003. 13. Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М.: АРКТИ, 1998. 14. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1998. 15. Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 16. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М.: Фолио, 2000. 17. Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М.: АРКТИ, 1999. 18. Т.Н. Караманенко. Кукольный театр. М. 2001; 19. Газета: «Начальная школа», №30, 1999 г; 20. Журнал: «Начальная школа» №7, 1999 г.